История vRS: как Skoda создала универсальный бренд спортивных авто

История vRS: как Skoda создала универсальный бренд спортивных авто

Двадцать лет прошло с тех пор, как они перестали смеяться. 20 лет, как мир не слышал ни одного, даже самого тихого смешка в сторону Skoda.

Слишком долго чешский бренд был предметом необоснованных шуток и постоянно пытался доказать, что может быть интересен покупателям и даже самым отъявленным энтузиастам. И в 2001 году ему удалось это сделать с помощью своей первой модели vRS. Марка Skoda всегда отличалась привлекательным соотношением цены и качества и стремилась поддерживать этот баланс настолько, насколько это возможно. Но эта перенастроенная и почти полностью переработанная модель предлагала просто немыслимые уровни производительности, мгновенно отправив Skoda прямиком на вершину продаж. Европейские покупатели были в восторге и принимали модели vRS с распростертыми объятиями и широко раскрытыми кошельками.

По сей день спортивные авто марки пользуются бешеной популярностью в Европе. А в Великобритании, согласно официальной статистике продаж за последние несколько лет, каждый пятый проданный автомобиль Skoda носит эмблему vRS. Что является абсолютным рекордом, между прочим. Поэтому сегодня, 20 лет спустя, будет очень символично сравнить один из последних автомобилей, носящих трехбуквенный шильдик, с двумя первопроходцами спортивного направления Skoda.

Модели vRS
Модели vRS

Но перед этим окунемся в историю и начнем, пожалуй, с названия. Вы хоть раз задумывались над тем, как расшифровывается vRS и почему в разных версиях буква «v» впереди то появляется, то исчезает? Skoda решила создать собственный спортивный бренд автомобилей, назвав его просто RS – Rally Sport. Так автомобили начали продаваться, пока британское подразделение Ford не пригрозило чешской компании разбирательствами за плагиат названия. Компания уже использовала аббревиатуру RS для продажи своих спортивных моделей. (Хотя технически это не было плагиатом, так как Ford использовал в названии слово Rallye, а не Rally). Чтобы не встречаться с Ford в суде, Skoda просто добавила к RS букву «v», и получилось название Victory Rally Sport. Поэтому по сей день на одних рынках Skoda выпускает спортивные модели под брендом RS, а на других vRS, чтобы избежать проблем.

Пусть первая vRS появилась только в начале нашего века, история этого подразделения началась гораздо раньше. Еще в 1974 году появились модели Skoda 180 RS и 200 RS, специально созданные для участия в ралли и других спортивных соревнованиях. Они не были серийными автомобилями, скорее прототипы ручной сборки, так как существовало только три машины с таким шильдиком. Обе модели оснащались одним и тем же четырехцилиндровым мотором, но с разными объемами: 1,8 и 2,0 литра (отсюда и номера в названии). Больший двигатель имел максимальную мощность 163 л.с., с которой хрупкая коробка передач Tatra уже не справлялась. Поэтому Skoda пришлось взять пятиступенчатую трансмиссию от Porsche 915.

Год спустя вышла третья спортивная модель Skoda – 130 RS. Лишь после него компания решила наконец создать полноценный спортивный автомобиль хотя бы в небольшом количестве. За основу была взята все та же модель 110 R, что и в предыдущие разы. Двигатель уменьшился до 1,3 литра и 138 л.с., но этого оказалось достаточно, чтобы положить начало трем десятилетиям успеха на чемпионатах мира по ралли, который сегодня продолжает Fabia R5. Тем не менее тогда у Skoda попросту нечем было «кормить» свое спортивное подразделение, так как ее основной модельный ряд составляли бюджетные автомобили, а не массово продающиеся транспортные средства.

Skoda vRS
Skoda vRS

Деньги у Skoda появились лишь в 1996 году после запуска своей самой известной и триумфальной модели Octavia. Она была построена на той же платформе, что и Audi A3, Seat Leon и Volkswagen Golf Mk4. Octavia стала первой моделью, разработанной с использованием ресурсов и глубоких кошельков новых покровителей Skoda из VW Group.

Перед инженерами и менеджерами из Млада-Болеславы в один момент открылась огромная корзина запчастей любых цветов и назначений от всех остальных брендов, подконтрольных Volkswagen. Поэтому момент, когда они найдут в этой куче что-то действительно полезное и эффективное, был лишь вопросом времени. Обыскивая коробку со своими новыми игрушками, Skoda в итоге обнаружила 1,8-литровый четырехцилиндровый двигатель Audi с турбонаддувом в комплекте с новой головкой с пятью клапанами на цилиндр и выходной мощностью 178 л.с. Этот мотор сделал Octavia – одной из самых быстрых семейных моделей того времени. Даже тогдашний Golf мог развивать лишь 148 л.с.

Связь между новыми и старыми Octavia vRS видна невооруженным глазом – каждая из них вызывает вопрос «Это седан или хэтчбек?». И каким бы странным кому-то ни казался этот автомобиль, именно кузов и выделяет его из толпы одинаковых хот-хэтчей. Спойлер на крышке багажника, глубокий передний бампер, большая овальная выхлопная система, заниженная и усиленная подвеска, 17-дюймовые легкосплавные диски, эффектно заполняющие расширенные колесные арки – все это характерно как для первой Octavia vRS, так и для ее прямого потомка.

Octavia vRS
Octavia vRS

Они оба предпочитают более сдержанный внешний вид, но эта сдержанность сохраняется и внутри, как минимум у более старой версии. Двигатель с турбонаддувом издает не более драматичные и громкие звуки, чем обычная семейная Octavia. Этот автомобиль был создан в то время, когда еще не существовало этих театральных спортивных выхлопов с цифровой обработкой, которая может воспроизводиться через динамики звуковой системы прямо в салон. Как вы уже наверняка догадались, новая Octavia vRS может делать именно так, поэтому в обычных поездках лучше переключаться на режим «Комфорт». Ваши уши скажут вам спасибо за это.

По сегодняшним меркам обзор из лобового стекла первой Octavia vRS можно назвать панорамным. Высокие тонкие стойки, низкая приборная панель – все это создает ощущение огромного пространства, с которым не сравнится даже более просторная новая версия. В салоне минимальное количество отвлекающих элементов: аудиосистема H-Fi с одним DIN-разъемом и климат-контроль. Единственное «развлечение» в этом авто – выдвижной подстаканник, установленный в трансмиссионном туннеле. Несмотря на это, интерьер первой Octavia vRS действительно великолепен в своей простоте.

Первые минуты Octavia vRS кажется скорее просто бодрым автомобилем, чем бешеным спортивным хэтчем. Но постепенно раскручивающийся двигатель в один момент начинает развивать скорость так быстро, что, глядя на спидометр, вы удивляетесь, как вообще добрались до такой отметки. Когда эта Octavia была новой, она являлась самой быстрой Skoda на тот момент, развивая скорость до 232 км/ч. В ней установлен не специально настроенный двигатель, как в Honda VTEC, но его мощность и сдержанный характер позволяют преодолевать большие расстояния действительно быстро.

Двигатель vRS
Двигатель vRS

То же самое касается и шасси, которое по началу ощущается слишком мягким и скучным. Но, несмотря на жесткие пружины, эта Octavia едет так же быстро, как и нынешняя версия с самой мягкой настройкой адаптивных амортизаторов. Медленное рулевое управление возвращает вас в то время, когда никто не знал, что такое векторизация крутящего момента, резиновые покрышки и гипервентиляция. Сегодня все это позволяет сгладить «нервозность» современных спортивных авто, но даже без этих наворотов рулевое управление Octavia vRS достаточно взвешенное и точное. Становится еще лучше, если немного нагрузить подвеску. Тогда vRS словно оживает, обеспечивая великолепное сцепление с дорогой и отличную резвость. В такие моменты не верится, что под колесами этого автомобиля уже почти 130 000 километров. Сохранился он более чем великолепно.

Он не дает такой идеальной обратной связи, как Peugeot 306 GTi-6 или Ford Focus ST170, но между ним и водителем достаточно взаимодействия, чтобы вы всегда чувствовали, как он себя ведет. У этого спортивного хэтча есть и несколько козырей перед современными соперниками, которые заключаются в его универсальности и удобстве эксплуатации. Внутреннее пространство огромно, и 528-литровый багажник дает достаточно места для любых нужд. (Есть даже еще более просторная версия универсала.) Салон в целом достаточно приятный и удобный, чтобы на этом автомобиле можно было комфортно ездить каждый день всей семьей.

Что еще более важно, на момент выхода эта Octavia vRS стоила около 18 000 евро, что намного дешевле Golf GTI того времени, который хоть и был идентичен ей в плане механики, но являлся менее мощным и уж точно не таким практичным. Пожалуй, в этом и есть вся суть спортивного бренда Skoda vRS. И нигде это не демонстрируется лучше, чем в одном из лучших автомобилей компании за всю историю – Fabia vRS Mk1.

Настало время поговорить о еще одном великолепном представителе спортивного подразделения Skoda, появившимся спустя два года после заряженной Octavia. Дебют Fabia vRS состоялся в 2003 году. К тому времени некоторые автопроизводители уже успели зайти на территорию заряженных дизельных хэтчбеков, но Skoda не просто вошла туда, а ворвалась, выбив дверь с ноги.

История бренда Skoda vRS
История бренда Skoda vRS

Пока многие добавляли еле дышащие масляные горелки в свои обычные семейные модели, чтобы превратить их в мини-ракеты на бензине, чешский бренд действовал иначе. Он сразу четко дал понять: если вы хотите получить быструю Fabia, выбор у вас будет между дизелем и ничем. С ценой менее 15 000 евро Fabia vRS уступала почти всем своим бензиновым соперникам. Ее 1,9-литровый двигатель от Volkswagen на 128 л.с. отставал по мощности от тогдашних Renault CLis RS и Ford Fiest ST. Но ей это было неважно. Благодаря крутящему моменту в 310 Нм при всего лишь 1900 об/мин, этот мотор обходил обоих соперников, как стоячих. Чтобы вы понимали насколько это было круто: даже тогдашний Porsche Boxter S со своим 3,2-литровым срединно расположенным двигателем не мог позволить себе больший крутящий момент на таких низких оборотах.

Но все сравнения с немецкой плоской шестеркой сразу же отбрасываются, стоит вам повернуть ключ в зажигании Fabia vRS. Ее двигатель с непосредственным впрыском начинает грохотать в первые секунды. Но начните движение и почувствуете, что этим пульсирующим неровным звуком даже можно наслаждаться. Все-таки в этой механической грубости Fabia есть какой-то свой неповторимый шарм.

Вы не сможете управлять этим vRS так же легко, как обычным горячим хэтчем, выжимая из двигателя все доступные обороты. Этот автомобиль в управлении похож скорее на mini-GT, который большую часть времени проводит в диапазоне средних оборотов, а при необходимости его шестиступенчатая механическая коробка может поднять вас выше или опустить ниже. Причем даже на низких оборотах Fabia vRS невероятно гибкая и приятная.

Аналогично Octavia, этот хэтч не такой резвый и утонченный, как многие другие ему подобные. Его рулевое управление слишком медленное, но он может быстро набирать скорость и эффективно удерживать ее. Этот автомобиль всегда остается хладнокровным, и компактные размеры в сочетании с мощным мотором обеспечивают очень быстрое и плавное движение вперед.

Главное, чем Fabia vRS выгодно отличается от всех своих соперников того же возраста, – это ее невероятная способность отлично вписываться в обычную повседневную жизнь. У нее довольно большой и удобный салон, более вместительный, чем у большинства конкурентов того времени. Нельзя не упомянуть хорошую практичность пятидверной формы и длинной шестой передачи, которая позволяет комфортно путешествовать на дальние расстояния. Расход в 5,9 л/100 км тоже не выдает в нем спортивный автомобиль. Причем он не растет даже при самой агрессивной езде. Все благодаря дизельному двигателю. Бензин с коробкой DSG никогда бы не привлекли к себе столько же внимания.

Модели Skoda
Модели Skoda

А что же можно сказать о новой Octavia vRS, которая до сих пор мелькала только на фотографиях в этой статье? Достаточно сесть за руль, и вы сразу же все поймете – это та же модель vRS, что и две другие, с той же уникальной спортивной ДНК Skoda. Пусть вас не сбивает с толку обилие сенсорных экранов внутри, изысканный салон, 2,0-литровый бензиновый двигатель с турбонаддувом мощностью 242 л.с., великолепное сцепление и дифференциал повышенного трения, заставляющий старые авто глотать пыль в 10 случаях из 10. Все это, безусловно, выделяет ее на фоне старичков, но характер производительности и практичность (версии обычного хэтча в этот раз не завезли) здесь точно такие же. И это великолепно.

Как и ее предшественники, новая Octavia vRS полностью раскрывает себя только тогда, когда вы усиленно над ней работаете. При обычном вождении, если вы просто хотите доехать из точки А в точку Б, вы не почувствуете разницы между ней и стандартной Octavia. Но стоит вам немного повысить обороты, как вы почувствуете себя в неожиданно гибком и интересном хэтче, который действительно способен на большее. В повседневной жизни вам редко будет нужна такая скорость, но, если вы действительно хотите этот автомобиль, то цена в 36 000 евро позволит вам сэкономить 3500 € в сравнении с меньшим по размеру, но в остальном идентичном Golf GTI.

Уникальный подход универсального автомобиля, идеально подходящего как для быстрых увлекательных поездок, так и для повседневной городской жизни, удерживает модели vRS на плаву уже двадцать лет. Пока конкуренты продвигали острые ощущения, жертвуя повседневностью, Skoda упорно следовала своему правилу, создавая высокопроизводительные автомобили, которые не сильно бьют по кошельку, но при этом практически ничем не уступают более мощным и дорогим соперникам.

Два десятка лет спустя появления первой модели vRS, бренд все еще популярен, и сегодня смеются уже не противники Skoda, а ее покупатели, которые выбрали один из самых доступных и при этом быстрых семейных авто на рынке.

Skoda Rapid 136 Coupe – предшественник vRS

В 1988 году заголовки газет пестрили интригующими заголовками наподобие «Что управляется, как Porsche, стоит всего 5000 евро и едет веселее, чем GTI?». Все они были посвящены ему – Skoda Rapid 136 Coupe. Он появился за 13 лет до первого vRS (и за несколько лет до того, как у компании появились деньги от покровителей из Вольфсбурга). Это техническое чудо из коммунистической Чехословакии с задним расположением двигателя является четырехколесным доказательством того, что инженеры из Млада-Болеславы уже тогда знали, как заставить водителей получать удовольствие за рулем.

С тех пор прошло уже более тридцати лет, и сегодня, глядя на один из последних сохранившихся 136 Coupe, трудно поверить, что он тесно связан с тройкой красных заряженных vRS. Это ярчайший пример того, как сильно поменялся бренд с тех пор, как получил покровительство Volkswagen. А когда вы начинаете двигаться, этот контраст становится еще более очевидным.

С мощностью всего 54 л.с. полностью алюминиевый 1,3-литровый четырехцилиндровый двигатель показывает действительно слабую производительность. Но куда больше ему мешает пятиступенчатая коробка с настолько неточным механизмом переключения передач, что кажется, даже трехлетний ребенок, переключающий «передачи» хвостом своего кота, был бы точнее. Как бы то ни было, стоит вам слегка увеличить скорость, и вы сможете начать получать удовольствие от шасси, которое действительно соответствует великолепному управлению, о которых говорили заголовки газет.

Сравнения журналистов чешского 136 с немецким 911 действительно были оправданы. Его передняя часть движется в ритме с дорогой, а небольшой вес двигателя позволяет вам маневрировать так, как вы сами захотите. Резкий подъем дроссельной заслонки слегка ослабляет сцепление тонких 155-секционных задних шин, позволяя машине более резво поворачивать. Задняя подвеска на продольных рычагах дает ему возможность уверенно следовать вперед, не качаясь на ветру и резких поворотах, как его предшественники с качающейся осью.

Повышенный клиренс, который буквально кричит о том, что автомобиль создан для участия в ралли и поездкам по бездорожью, никак не мешает ездить по обычным дорогам. Все благодаря жесткой и хорошо управляемой подвеске, обеспечивающей спокойное и плавное движение на любых поворотах. А так как здесь нет большой мощности, которая могла передаваться на передние колеса, рулевое управление очень легкое, точное и приятное. Уже спустя несколько минут, проведенных за рулем, вы будете радоваться, как ребенок, этому простому, но очень увлекательному развлечению. Заголовки снова не соврали – это так же интересно, как водить GTI.

Смотрите также:
Модели автомобилей: